Передозчетверг, 26 мая 2022 в 16:58
Пишет
Ishytori:
В целом я окончательно переехала на тг-канал, но некоторые длиннопосты буду дублировать и сюда.
Пока рука отдыхает от заполнения журналов (да, музыкалки до сих пор живут с рукописными журналами, это тлен и боль
), запилю лонгрид про дерусификацию, чтобы было лучше понятно, что это и почему это не является вандализмом, обесцениванием и чем там еще любят называть.
По-моему, основная претензия, которую выставляют, когда заходит речь о дерусификации украинской культуры - "Вы ненавидите все русское и хотите уничтожить!" Хотя на деле вопрос не в ненависти (ну, изначально, потому что после 24 февраля у части и это появилось) и даже не в том, что русское - непременно плохое (хотя как минимум некоторые вещи стоит пересмотреть и переоценить с точки зрения современных взглядов, а то меня знатно передергивает от лермонтовского "И Божья благодать сошла на Грузию. Она цвела с тех пор в тиши своих садов, не опасаяся врагов за гранью дружеских штыков").
Вопрос в количестве.
читать дальшеЯ сейчас даже не буду углубляться в историю, развал Сечи, построенный на костях запорожцев Петербург, многократные запреты украинского языка и прочее. Я хочу поговорить о непосредственном эмпирическом опыте, который я получила сначала в качестве ученицы и студентки, затем - в качестве преподавателя в сфере культуры. Все это - во времена уже независимости Украины (я родилась, если кто не в курсе, в 1992).
Когда я училась в школе, 9 класс зарубежной литературы у нас прошел под знаком русской литературы. Т.е., мы ознакомились с "Гамлетом", оооооочень кратко упомянули Чайльд-Гарольда. А дальше пошли: "Евгений Онегин", "Герой нашего времени", тонна поэтов. Мы учили на память письмо Татьяны к Онегину, писали произведение про Печорина и еще что-то в том же духе. В 10 и 11 классах, программу которых я проходила уже в училище, тоже был просто огромнейший пласт русской литературы: мы очень долго и нудно изучали "Преступление и наказание" и "Войну и мир", у нас был и Булгаков, и огроменный блок поэтов серебряного века. Я, честно говоря, из всей программы из училища кроме русских писателей и поэтов вспоминаю только какое-то краткое, на одну пару, упоминание японских поэтов, вроде, и по одной паре на Поля Верлена, Артюра Рембо и... Уолта Уитмена, вроде. ВСЕ.
В музыке все еще печальнее: в училище и в консерватории у нас были отдельно пары зарубежной музыки, отдельно русской и отдельно украинской. В училище зарубежная (по Романтизм включительно) шла 1-2 курсы, потом на 3 - по паре украинской и русской, на 4 - общая музыка 20 века (где русская тоже не то чтобы очень мало места занимала - ни одного композитора другой страны мы не изучали так внимательно и основательно, как Прокофьева и Шостаковича). В консерватории - 1-2 курсы история зарубежной музыки с древних времен по конец 20 века, 3 - пара украинской и опять пара русской. На 4, вроде, был 21 век и нововведение: "Музыка этносов Украины" (знакомились с еврейской латышской, грузинской и прочими странами, люди которых проживают на территории Украины), но учитывая, какая говенная там была преподавательница, ничего оттуда толком и не запомнилось. В программе же музыкалки, в которой я преподаю, нет разделения на историю музыки разных стран, но по объему русская музыка едва ли не превышает украинскую по плану.
Извините, но это НЕ НОРМАЛЬНО.
Даже если бы русская культура была самой охренительной в мире (что не так, уж простите, культура как культура, не лучше и не хуже других), НЕ НОРМАЛЬНО учить ее на одном уровне (а то и основательнее), чем родную культуру своей страны. Несчастных поляков, которые тоже соседи, мы изучаем чуть ли не одного Адама Мицкевича в 6 классе по литературе и ажно одного Фридерика Шопена в истории музыки (и то долгое время Шопен, который на самом деле Чопин, в нашем информационном поле был французским, а не польским композитором). Беларуская "Дикая охота короля Стаха" - достойный конкурент "Собаки Баскервиллей", но ее мы тоже не изучаем. Не углубляемся в изучение Французской Шестерки так, как в изучение Могучей Кучки. Куда быстрее проскакиваем Малера, чем Шостаковича.
Про то, насколько катастрофически не хватает времени на украинских композиторов, которых пытаются впихнуть в один учебный год, я вообще молчу: одного Лятошинского можно разбирать пары три, такая он крупная величина в 20 веке. Давно стоит куда основательнее изучать симфонии 19 века - там есть весьма зрелые образчики национальной симфонии, которые долгое время замалчивались, и старательно делался вид, что украинская симфония появилась только в середине 20 века, не то, что русская, которая на век старше! Жизненно необходимо перестмотреть взгляды на Леонтовича, которого до сих пор местами пытаются подать исключительно как "Ну он чот там народные песни обрабатывал". Преступно мало времени уделяется Перемышлянской композиторской школе - в училище они у нас были на 1 пару + самоподготовка, в консерватории, по-моему, мы их вообще проскочили нахрен - а ведь там и шикарнейший пласт хоровой музыки, и камерной, и музыки до драм. Да боже, чего стоит один импрессионист-Барвинский, про которого почти не упоминают.
Дерусификация культуры - это не выпил русской культуры из нашего информационного поля из ненависти. Это ограничение ее изучения до тех же рамок, в которых находятся другие иностранные культуры. Потому что русская культура тоже иностранная. "Что у вас останется, если от русской культуры откажетесь?" Время на украинскую культуру останется, вот что. Сейчас его катастрофически не хватает.
URL записи
@темы:
дневники,
Философия
Пока до них не дойдёт, что Украина - другая страна, у нас будут с ними постоянные проблемы.
Вопрос - как ускорить этот процесс. И, похоже, кроме задействования силы, других вариантов не осталось.
З ними все зрозуміло.
Мені цей пост шановної Ішиторі сподобався тим, що дозволив собі остаточно зрозуміти ставлення до російскої культури, її місце в особисто моєму світогліді. Якщо роздивитися спокійно, не впадаючи у крайності.
Одна з.
Будь який засіб у різних дозах може діяти як ліки або як отрута. Залежно від концентрації.
Тобто ще одна деталька, що органічно вписалася у пазл мого нового погляду на світ.
На жаль, останні події суттєво цей пазл перетворили. І зараз геть усе російське стає абсолютно токсичним. Незалежно від дози. У будь-якій кількості. Але розумна людина відрізняється здатністю сприймати життєви явища як процеси. Що змінюються в часі. Мене влаштовує, що я вдосконалив свій погляд на щось, нехай - на попередньому етапи. Процес познання світу мною в цілому став полнішим.
В идеале - полная и безоговорочная капитуляция. Проверено в 1945-ом.