1991 год для населения "одной шестой части суши" выдался эпохальным. И не только его декабрь. Наверное, мало кто помнит, но попытка начать серьёзную экономическую реформу была предпринята уже весной того года. "А самое интересное начнётся после 1-го апреля" - типичный заголовок текущего момента. Именно с этой даты шутники руководители Нерушимого приняли решение впервые в советской истории отпустить цены в свободное плавание... читать дальше

А летом случился путч. Новоявленная хунта предприняла отчаянную ответную попытку сохранить Союз, чем только ускорила его распад. Ельцин - первый многоходовочник президент РФ - в погоне за властью "обнулил" СССР, чтобы убрать с пути Горбачёва. Пребывая в полной уверенности, что республики после отделения так же легко присоединятся к эрэфии взад, как только он обретёт всю полноту власти. А они - упс! - и не присоединились.

Но советский ещё народ в основной своей массе был далёк от политики и решал свои бытовые проблемы. Лично у меня таковых хватало. Длинному ещё не исполнилось и двух годиков. Жили мы тогда в съёмной гостинке. А тут как раз в институте начальник (ещё прежний) организовал мне командировку в Ташкент. Повод был пустяковый - какие-то бумаги отвезти на один из ташкентских заводов и что-то привезти обратно. Но начальник решил устроить мне такой подарок - прокатиться напоследок на родину за казёный счёт. Мне не очень хотелось бросать м.Белку одну с малолетним ребёнком в непредсказуемое время. С другой стороны - опасался, что, возможно, следующий шанс навестить родичей выпадет не скоро.

В-общем, в конце марта я улетел, и 1-е число застал в Ташкенте. Честно говоря, в тот день ничего страшного не случилось. Союз, как гигантский кит, скользил по энерции вперёд ещё некоторое время. Процессы начались со временем. А я, заскочив ненадолго в Бухару к родителям, вернулся в гости к сестре в Ташкент. Тогда самолёты в Киев летали дважды в неделю. У меня был билет на четверг - 04.04.1991. А перед этим был ещё рейс во вторник - 02.04.1991, на который я очень хотел попасть, чтобы скорее вернуться к семье. Но во вторник летела "Тушка" - Ту-154, которая не могла вместить всех желающих. И я в неё так и не попал((( Пришлось ещё пару дей гулять по тёплому Ташкенту.

Зато четвёртого апреля (ровно 30 лет назад!))) в Киев летел первый советский аэробус - широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86. Молодой Хилый в те времена на самолётах катался довольно часто - раза по 4 в год, в среднем. В годы расцвета застоя (когда цена на что-либо и его реальная стоимость существовали отдельно, в непересекающихся измерениях) дорога от Ташкента до Бухары занимала меньше времени, чем сейчас - с Теремков до Троещины. Но на аэробусе я летел впервые.

Самым сильным впечатлением от этой штуковины осталось даже не пространство внутри салона - три ряда кресел (!) по три штуки в каждом, а его инерционность. (Прямо как у издыхающего СССР)) И если в обычном самолёте качка во время полёта выглядела примерно так: вверх... вниз... вверх... вниз..., то на аэробусе: вверх-вверх-вверх-вверх..... вниз-вниз-вниз-вниз.....
И ещё один момент из той командировки мне запомнился. Когда я заявился на нужное ташкентское предприятие, попал как раз на планёрку, и, дожидаясь конца, сидел в сторонке и всё слушал. А завод этот был - полупроводниковых изделий. Чуть ли не интегральные микросхемы они делали! Так вот. Там одна женщина, технолог, как я понял, крыла матом слёзно упрашивала нерадивых работников тщательнее отмывать технические ёмкости в конце рабочего дня. Потому что из-за малейших примесей тонкий технологический процесс летел в задницу, и процент брака сводил на нет все усилия. Тогда мне впервые подумалось, что советское разгильдяйство и высокие технологии, наверное - не самые совместимые друг с другом вещи...